dleif: (Default)
[personal profile] dleif

Итак, приступлю.

Коварная [livejournal.com profile] mogulia19 запостила у себя вот это - ссылка вот на это. По причине граждански активной позиции в отдельно взятом ЖЖ, не скажу каком, я отметился в комментах и получил задание.

Итак предисловие:
"Условия флешмоба: вы отмечаетесь в этой записи, я называю вам любого поэта, вы вывешиваете у себя самое понравившееся его стихотворение, по желанию - с этим же предисловием. Поэт может быть совершенно любой - от нашего всего до приятеля, публикующего стихи в блоге."

Условия просты, правда?

Мне выдали Мандельштама.
М-да.

Я честно с 14 июля читал этого поэта. Нашел наиболее понравившееся мне стихотворение, всё таки. Вот оно:

Осенний сумрак - ржавое железо
Скрипит, поёт и разьедает плоть...
Что весь соблазн и все богатства Креза
Пред лезвием твоей тоски, господь!

Я как змеей танцующей измучен
И перед ней, тоскуя, трепещу,
Я не хочу души своей излучин,
И разума, и музы не хочу.

Достаточно лукавых отрицаний
Распутывать извилистый клубок;
Нет стройных слов для жалоб и признаний,
И кубок мой тяжел и неглубок.

К чему дышать? На жестких камнях пляшет
Больной удав, свиваясь и клубясь,
Качается, и тело опояшет,
И падает, внезапно утомясь.

И бесполезно, накануне казни,
Видением и пеньем потрясён,
Я слушаю, как узник, без боязни
Железа визг и ветра тёмный стон!

Почему? Потому что оно единственное, что мне более-менее понравилось. Кроме того, я зацепился взглядом за "ржавое железо" в первой строке, а к железу я испытываю некий пиетет и доверие, несмотря даже на то. что оно ржавое.




В процессе изучения творческого наследия товарища Мандельштама, я твёрдо понял две вещи. Первая - мои отношения с поэтами "золотого века" (если правильно помню название периода), в-общем, со всеми теми кто рядом с Пушкиным, Мандельштамом, Лермонтовым, Есениным и прочими Бродскими, у меня категорически не складываются и скорее всего не сложатся уже никогда. Потому что им на меня в принципе пофиг, а мне их читать - ну никакого удовольствия. И вторая - благодаря [livejournal.com profile] fair_lady я теперь знаю, как это называется - я понял, что в отношении стихов я не визуал, а аудиал. Мне трудно читать стихи с листа, мне их нужно слушать. И желательно в виде песни, хотя Вера Полозкова, например, не поет а просто читает под музыкальное сопровождение, и мне это очень нравиться.

Читая Мандельштама, я никак не мог избавиться от ощущения чего-то липкого, как будто я погружался в патоку и барахтался там. Нагромождение образов, замутная игра с ними, возможно, сделали его популярным на каких-нибудь питерских литературно-поэтических вечерах, где утонченные дамы слушали очередное его творение под вино и сигареты и томно кивали "о да, какой прекрасный образ, какая сила!", сами при этом не вполне понимая, что говорят, и о чем вообще речь. И дальше последовало признание в духе "А вы читали Хэмингуэя? Прекрасный роман!!! Только я не помню, кто автор...". Кстати, в случае Мандельштама выяснилось, что его я не воспринимаю даже в аудио виде, один из стихов был спет то-ли Арбениной, то-ли Сургановой (я их путаю между собой по песням, потому что фактически это одно лицо :) ), и песня эта мне никогда не нравилась. Причем, могулия, это вот то самое с "припухшими желёзами". Несмотря на мою любовь к фильмам ужасов, именно этот образ "закомый до припухших желёз" вызывает во мне некоторое содрогание омерзения. Я могу спокойно смотреть на фильмы студии Трома, с их кишками, гноем и рвотными массами, но это в моей шкале омерзения получило высший балл. Почему? Потому что Трома - это стеб и безудержное веселье, а Мандельштам - густая липкая патока, засасывающая и не дающая воли. Я не знаю, с чего вдруг его посчитали "мужским" поэтом. Во-первых, делить поэзию по гендерному признаку вообще странно, во-вторых если уж делить, то его стихи это и не мужское и не женское, некое трансвестическое, манерное приодетое, хихикающее и норовящее зайти сзади. А в-третьих, если и есть мужская поэззия, то это...

А вот тут я и развернусь сейчас.

Так уж получилось я вырос на рок-музыке. На русском роке, Это Наутилус, Кино, ДДТ, Ария, Круиз, несть им числа. И если и есть мужская поэззия - это поэззия рок-музыкантов. И здесь первым в очереди стоит Цой.

Белый снег, серый лед..
На растрескавшейся земле..
Одеялом лоскутным на ней..
Город в дорожной петле..
А над городом плывут облака..
Закрывая небесный свет..
А над городом желтый дым..
Городу две тысячи лет..
Прожитых под светом звезды по имени Солнце..

И две тысячи лет война..
Война без особых причин..
Война — дело молодых..
Лекарство против морщин..
Красная-красная кровь..
Через час уже просто земля..
Через два на ней цветы и трава..
Через три она снова жива..
И согрета лучами звезды по имени Солнце..

И мы знаем что так было всегда..
Что судьбою был больше любим..
Кто живет по законам другим..
И кому умирать молодым..
Он не помнит слова да и слова нет..
Он не помнит ни чинов ни имен..
И способен дотянуться до звезд..
Не считая что это сон..
И упасть опаленный звездой по имени Солнце..

Больше двадцати лет песне и стихам, нет никаких салонно-богемных наворотов смыслов, игры слов... А берут за душу и дергат за нервы все также мощно.

Или это...

Я устал от чужих городов,
Я устал колоть этот лёд.
Я хотел бы уснуть,
Но нет времени спать.
И опять за окнами ночь,
И опять где-то ждут меня,
И опять я готов идти.
Опять...

Но я верю, что ты
Снова скажешь эти несколько слов,
И тогда я готов
Оставить след на этом снегу.
И я знаю, что мне
Недолго осталось ждать.
Чтобы снова увидеть
Сосны на морском берегу.

Переулки молчат,
Под ногами - усталый асфальт,
Но под крышами город
Продолжает жить,
И пускай фонари
Светят ярче далёких звёзд -
Фонари все погаснут, а звёзды
Будут светить.

И я верю, что ты
Снова скажешь эти несколько слов,
И тогда я готов
Оставить след на этом снегу.
И я знаю, что мне
Недолго осталось ждать.
Чтобы снова увидеть
Сосны на морском берегу.

Если меня когда-нибудь заставят выбирать между салонно-богемной поэззией Мандельштама и поэззией кочегарок и темных переулков Цоя - выбор для меня очевиден.

Но не только ведь русским роком жив человек.
Есть такая группа Sybreed. И есть у них совершенно прекрасная баллада - From Zero To Nothing, где почти та же тема неизбывной тоски, что в выбранном мной стихотворении Осипа, подана на мой взгляд гораздо лучше, мощнее и проникновеннее. (Им наверное не надо производить впечатление на дам своим умением играть словами, они просто писали то, что чувствовали)
Вот она сама -

А вот ее текст...

Day after day, recurring self-acting gestures
Изо дня в день повторяющиеся автоматические действия,
I can but feel this repetition and stand benumbed
Я не могу не чувствовать эту повторяемость, и стою в оцепенении.
I cannot run away
Я не могу сбежать,
My existence in dissolution
Моя жизнь тает.
How could I break this deadly cycle
Как мне разорвать этот смертельный порочный круг,
To rise instead into the light again?
Чтобы снова подняться на свет?

I have been waiting for the day when I could sort it out
Я ждал того дня, когда смогу все уладить,
But nothing ever changing
Но ничего никогда не меняется.
I'm wasting my own life
Я попусту растрачиваю свою жизнь,
I am going from zero to nothing
Я превращаюсь из нуля в ничто.
I have been waiting for the day when I could sort it out
Я ждал того дня, когда смогу все уладить,
But nothing ever changing
Но ничего не меняется.
I'm wasting my own life
Я попусту растрачиваю свою жизнь,
And becoming what I have sworn to never be
И становлюсь тем, кем я поклялся никогда не быть.

Time passes by in slow motion
Время проходит мимо в замедленном движении,
Now I get why I have tried so hard
Теперь я понимаю, почему я так старался
To keep on striving and change in someone else
Продолжать бороться и стать кем-то другим.

I have been waiting for the day when I could sort it out
Я ждал того дня, когда смогу все уладить,
But nothing ever changing
Но ничего никогда не меняется.
I'm wasting my own life
Я попусту растрачиваю свою жизнь,
I am going from zero to nothing
Я превращаюсь из нуля в ничто.
I have been waiting for the day when I could sort it out
Я ждал того дня, когда смогу все уладить,
But nothing ever changing
Но ничего не меняется.
I'm wasting my own life
Я попусту растрачиваю свою жизнь,
And becoming what I have sworn to never be
И становлюсь тем, кем я поклялся никогда не быть.

When there is no way out
Когда выхода нет,
All just become insignificant
Всё становится незначительным.
I can't breathe
Я не могу дышать,
I can't sleep
Я не могу спать,
Am I dead?
Может, я уже мёртв?
No more faith
Нет больше веры,
No more hopes
Нет больше надежды,
No more dreams
Нет больше мечт.

Текст и перевод взят с амальгама-лаб, если что, претензии туда.
Про Sybreed и еще одну команду, Swallow the Sun, я всё собираюсь выдать отдельный пост, может всё-таки и соберусь.

Пожалуй, на этом я остановлюсь. Говорить про рок-поэззию можно долго, много и интересно, но главная мысль, надеюсь, ясна.

Теперь хочу упомянуть "женскую" поэззию. Нет, я не про Цветаеву и прочих тех же. С ними у меня отношения такие же, как с Мандельштамом. Я сейчас про двух своих любимых поэтесс - Веру Полозкову и Алю Кудряшеву.
У Али я впервые прочитал "Мне снился конечно поезд..." и конкретно залип на это стихотворение. Знаете как бывает... Созвучное ощущение, какие-то образы, рваный, но такой щемящий ритм... И как можно делить поэззию по половому признаку? Стихотворение-то, если так рассуждать, женское, про девушку, которая ждет любимого и волнуется, но мне-то нравиться, и я не девушка нихрена ни разу. А тут "сырая лесная помесь и кислые проводницы... в каком-то пустом вагоне, в какой-то невнятный город...". И что-то отзывается внутри меня ведь на это. Какое-то до боли знакомое состояние.
Ну а с Полозковой у нас практически любовь. Мы с ней наедине провели месяца полтора, она говорила у меня в наушниках, а я ее слушал и ... трудно сказать, хотел написать, что получал удовольствие, потом подумал, что там было не только и не столько удовольствие, а какая-то дикая и гремучая смесь эмоций. Впрочем, тогда у меня самого эмоциональное состояние было то еще.

Из любого правила есть исключения, и у меня есть поэт, которого я с удовольствием читаю, хотя с не меньшим удовольствием бы послушал. Это Омар Хайям.

Вот такой флэшмоб, однако.

Межу прочим, Пушкин лучше

Date: 2014-07-21 03:43 am (UTC)
From: [identity profile] fair-lady.livejournal.com
И Лермонтов. А я ещё совершенно искренне считаю, что Высоцкий великий поэт.
И даже с Бродским можно примириться за строчку:
Лучший вид на этот город - это сесть в бомбардировщик...

А Гумилев тебе как?
From: [identity profile] dleif.livejournal.com
Про Высоцкого - всеми четырьмя конечностями за. Гумилёв... не знаю я. Индифферентен я к нему.
Строчка у Бродского, согласен, хороша, и песня на его стихи у той же Сургановой мне очень нравиться, не в последнюю очередь за счет того как её поёт Света. Ну как-то так. Не более того.

Date: 2014-07-22 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] mogulia19.livejournal.com
вот не думала, не гадала, что когда-нибудь придется выступить в роли адвоката О.Э.

нет, право слово, обидно как-то за поэта стало - совсем уж никчемным он выглядел в твоих глазах.

может быть, дело в призме? той самой, которая восприятия.. все-таки (и "по причине граждански активной позиции в отдельно взятом ЖЖ", в том числе) мы с тобой существуем в разных мирах, пускай и имеющих точки соприкосновения. как все люди. и собственный темперамент, характер, опыт (чо уж там) играют в этом самом восприятии не последнюю роль.

поэтому строчки, в которых ты узрел "липкую патоку", "манерные", "трансвестические" для тебя, для меня становились шагом, дробью, стеганием наотмашь, ноябрьским дождем по стеклу, пульсацией нерва под кожей. другой угол отражения или все же разнопрожитая реальность?

вот честно, недоумеваю до сих пор.
уж чего-чего, а излишества сладости у М. не наблюдала никогда. грязь - да. желчь - да. даже гной и рвотные массы - пусть, имеет право. потому как знает, каково оно. потому как не чью-то, а собственную жизнь ужал до строчки.
материальность - она не всегда приятна на ощупь. и, бывает, сторонишься брезгливо от нее, дурно пахнущей, несмотря на ее красивое имя - "век серебряный". серебру свойственно темнеть, ты же знаешь? особенно, когда "организм" нездоров.

помню свое изумление и стыд, когда вычла из его даты смерти дату его рождения. я, "визуал", смотря на его зековское фото в книжке, видела глубокого, дряхлого, неприятного старика. а тут - всего 47 лет, оказывается. и мне, нынешней, до этого срока - рукой подать. помогло ли мне это знание? стала ли я любить поэта сильнее, чем до этого? затрудняюсь ответить. но вот разобраться, не рубя с плеча, что скрывается за этими "нагромождениями образов", почему строчки, как ногтем, выцарапаны на бумаге, стало легче.

честно, я не совсем понимаю, к чему сравнивать, кто из поэтов лучше, кто хуже? да и по каким критериям?
это ведь не автомобили, которые можно выстроить в таблицу по мощности двигателя или расходу топлива.
а тут как, скажи? по "рифлености" рифм? по доходчивости восприятия? по цельности образов? но ведь "замутная игра с ними" не делает БГ бездарнее Цоя.
а если брать по принципу: "мое - не мое"? ну так это же будет только мое (и очень субъективное, кстати) мнение.
вот, к примеру, мне не очень нравится русский поэт Есенин. ну вот так сложилось, исторически. но ведь от этого он не стал менее гениальным? выше он моего "не-".
но вполне возможно, что со временем и я проникнусь всеми его "яблонями в дыму". когда-нибудь, когда совпадет и время, и место, и точка А с точкой Б, я отброшу всю свою предвзятость, и, возможно, случится так, что я тоже подумаю: "черт возьми, как-будто про меня".

а ты говоришь, филофобия.

Date: 2014-07-22 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] dleif.livejournal.com
Я ж нигде не утверждал, что то, что я написал - абсолютная аксиома. Само собой, что это моё личное мнение. И писал я всё это именно со своей точки зрения.
Раз уж упомянула БГ - как ни странно, я его когда то увлеченно слушал. Практически в детстве, в то же время, что начал слушать Цоя. И в то время он мне нравился. Очень. Со всеми своими замутами и прочими "Я дерево". Прошло много времени. И я продолжаю слушать Цоя, а БГ перестал. Потому что... Наверное потому что они слишком оторваны от реальности, эти самые песни БГ. Вот старика Козлодоева вспоминаю с удовольствием, песня то практически про меня лет через 30-40. А остальные... Нет, оторваны от реальности не совсем верное определение. А точнее у меня нет. Скорее всего так. Поет он о том, чего нет и никогда не будет. А Цой же поет о тех простых вещах, которых вокруг полно, не опускаясь при этом до блататы (которая тоже, в принципе, о том же, но она просто мерзкая) - войне, любви, крови и смерти. Не скажу, что я видел уж так много крови. Но и того, что видел, мне хватило. Тоже самое и о других вещах.
А Мандельштам... Его трудная биография впечатляет, он, перенеся все это не перестал писать, и быть человеком. Но рядом с ним по этапу пришел еще вагон людей, и наверняка среди них были не менее достойные. Просто они не писали стихов. Не умели, например. Понимаешь, для меня трудность биографии не делает априори стихи хорошими. И от того, что я узнал, что он писал их не в салоне очередного приема, а проходя по этапу - стихи лучше для меня не стали. Они всё так же тяжелы, загромождены словами и смыслами и довольно таки манерны.

Date: 2014-07-22 05:56 am (UTC)
From: [identity profile] dleif.livejournal.com
А для сравнения поэтов, как и любого другого искусства, уже много столетий есть только один способ - "нравиться" или "не нравиться". И дальше либо война до победы или полной разрухи, либо признание за другим человеком права на своё, пусть и такое неправильное, мнение :))

Date: 2014-07-22 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] dleif.livejournal.com
Вот блин. Не удается все в одном комменте написать.
Так я по поводу сравнивать поэтов - кто лучше кто хуже.

Я поэт, зовусь я Цветик
От меня вам всем приветик.

Ясень пень, для двухлетнего ребенка это потрясающее достижение - написать такие стихи. Но не для 20-летнего.
Плохие поэты существуют, и их очень много. Это те, кто не может связать ни слов ни мыслей, кто считает, что "палка-селёдка" - это прекрасная рифма. Ну как-то так.

О патоке. Вот тоже разница в восприятии. Для меня патока - это что-то липкое, мерзкое и грязное. Никак уж не сладкое. Да, я знаю, что это теоретически какое-то лакомство. Вот только есть я его никогда не буду - не те у меня ассоциации с этим образом, чтоб я это еще и ел.

Date: 2014-07-23 04:09 am (UTC)
From: [identity profile] mogulia19.livejournal.com
про Цветика, кстате, не двухлетний ребенок написал, а тов. Н.Н.Носов.. =)) и то, что его шедевральное творение ушло в народ - это исключительно авторская заслуга, так что зря камнями кидаешься.. =))

про биографии.. помнишь, раньше в книжках классиков раньше были такие предисловия - "об авторе". они не умаляют и не преувеличивают авторских достоинств, они просто ставят перед фактом - кто перед тобой. как визитная карточка.
для меня биографии всегда были интересны (особенно в виде мемуаров), но на мнении о качестве их произведений это не сказывалось, просто помогало понять, "что движет солнце и светила".. увидеть живых людей за строфами и абзацами, понимаешь?

а БГ как раз таки сейчас слушаю гораздо чаще, чем раньше (чем раньше, а не чем Цоя, уточню), и все чаще - в "лечебно-профилактических" целях.. пускай и оторван от реальности, но она ж, цопако, так достала в последнее время, что хочется чего-нибудь такого, медитативно-завораживающего, чтобы придти в гармонию и с миром, и с собой.

Date: 2014-07-23 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] dleif.livejournal.com
Стишок я в качестве примера простейшего рифмованного текста привел :) знаю я, что Носов.

Мне наоборот, знание биографии мешало воспринимать, пока я не научился абстрагироваться, разделять автора и произведение. Много раз бывало, что человек - говно, но хорошо, сцуко, пишет. И наоборот - человек-то он хороший, но вот графоман и пишет хирню какую-то.

БГ же вообще не слушаю теперь. Я в принципе не воспринимаю те сферы, куда он ударился сейчас - всю эту бредятину с тибетско-рериховскими оттенками. Он и раньше был заумен, но по-хорошему. Сейчас испортился совсем.

Profile

dleif: (Default)
dleif

January 2017

S M T W T F S
12 345 67
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 20th, 2017 10:26 am
Powered by Dreamwidth Studios